Моделирование высокотемпературных течений многокомпонентного газа и процессов теплообмена космических аппаратов.



odeling of hightemperature flows of multispecies gases and surface heat transfer to space vehicles

Hypersonic vehicles under development recently have sizes of several times lower than previously constructed
vehicles such as Shuttle or Buran. That leads to heat load enhancement to the vehicle surface during atmospheric reentry
and the problem of reliable specification of heat fluxes to the surface of such relatively small vehicles takes
especially great importance. Analysis of heat transfer characteristics for different possible configurations of winged
re-entry vehicle are provided in this paper under conditions when heat loading of the vehicle surface is close to
maximum values. Numerical simulations were made using two thermochemical models of gas flow – equilibrium and
chemical nonequilibrium air flows. Computations were conducted on the basis of solution of both Euler and
boundary layer equations and Navier–Stokes equations. Numerical results obtained with these two methods are also
compared.


Том 7, 2008 год



Проектируемые в настоящее время гиперзвуковые летательные аппараты имеют размеры в несколько раз
меньше, чем созданные ранее космические корабли «Шаттл» и «Буран». Это приводит к увеличению тепловых нагрузок на аппарат в ходе полета, и поэтому проблема надежного расчета тепловых потоков на поверхности для таких относительно небольших аппаратов приобретает особенно большое значение. В данной работе выполнен анализ характеристик теплообмена для различных возможных конфигураций крылатого ВА
для условий, когда тепловые нагрузки на аппарат близки к максимальным. Расчеты были проведены с использованием двух физико-химических моделей газовой среды – равновесно-диссоциирующего и неравновесного химически реагирующего воздуха. Моделирование выполнено на основе численного решения как
уравнений Эйлера и пограничного слоя, так и уравнений Навье − Стокса. Проведено сравнение результатов,
полученных по этим двум методикам.


Том 7, 2008 год



1. Jameson A., Yoon S. A LU-SSOR Scheme for the Euler and Navier − Stokes Equations // AIAA Paper. 1987. № 87-0600. 11p.
2. Горшков А.Б. Расчет ламинарного донного теплообмена за телами в виде тонких конусов // Космонавтика и ракетостроение. 1997. вып.11. С. 13-20.
3. Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике. Под ред. В.С. Авдуевского. М.: Машиностроение, 1975.
4. Ковалёв Р.В. Расчёт гиперзвукового течения около затупленных кромок рулей и крыльев летательных аппаратов при обтекании их неоднородным потоком // Космонавтика и ракетостроение. 2001. вып.23.
5. Власов В.И., Горшков А.Б. Сравнение результатов расчётов гиперзвукового обтекания затупленных тел с лётным экспериментом OREX // Изв. РАН. МЖГ. 2001. № 5. С.160-168.
6. Wilke C. A viscosity equation for gas mixtures // J. Chem. Phys. 1950. Vol.18, № 4. pp.517−519.
7. Mason E.A., Saxena S.C. Approximate formula for the thermal conductivity of gas mixtures // Phys. Fluids. 1958. V.1, № 5. P.361-369.
8. Dmitriev V.G., Vaganov A.V., Gorshkov A.B., Lapygin V.I., Galaktionov A.Yu., Mikhalin V.A. Analysis of Aerothermodynamic Parameters of Reusable Space Wing Vehicle // 2nd European Conference for Aero-Space Sciences, Brussels, Belgium, July 1−6, 2007.