Поле течения около космического аппарата FIRE II под углом атаки



Flow field around FIRE II space vehicle under angle of attack

Three-dimensional compressible Reynolds-averaged Navier-Stokes (RANS) simulations of the Fire II reentry configuration has been performed on unstructured grids. The free stream conditions at a point in the later part of the real trajectory were used for simulation and for comparison with [1]. A laminar flow model and several turbulence models were applied to the case of a Mach 16 supersonic flow over a Fire II configuration: two-equation Wilcox k−ω [2, 3], baseline (BSL) k−ω [4, 5], shear stress transport (SST) k-ω models [5, 6] and Reynolds stress turbulence models, namely Sarkar, Speziale and Gatski (SSG) and Launder, Reece and Rodi's (LRR) models [7, 8]. A comparative study of these models is considered. Effects of varying angle of attack and turbulence models on the hypersonic flow field, on the surface properties such as heat transfer rate and surface skin friction lines were investigated. Results are compared with flight data [9-11] and previous numerical results [1].


Представлены результаты численного моделирования обтекания сверхзвуковым потоком идеального газа конфигурации спускаемого космического аппарата Fire II. В расчетах, условия невозмущенного набегающего потока соответствовали некоторой точке последнего участка траектории входа Fire II в атмосферу [1]. Моделирование проводилось с использованием уравнений Навье – Стокса с учетом сжимаемости в трехмерной постановке, в системе с уравнением неразрывности и уравнением энергии на неструктурированных сетках. Для замыкания исходной системы уравнений применялись двухпараметрические k −ω [2, 3], BSL (baseline) k −ω [4,5] и SST (shear stress transport) k −ω [5,6] модели турбулентности, а также SSG (Sarkar, Speziale и Gatski) и LRR (Launder, Reece и Rodi) модели Рейнольдсовых напряжений [7, 8]; проводились расчеты с использованием ламинарной модели.
В работе излагаются расчетно-теоретические методы исследования космического аппарата Fire II, а так же методы, применявшиеся при построении расчетных сеток.
Методами вычислительной аэродинамики исследовались особенности структуры полей течения и теплофизические процессы во всей возмущенной области вокруг аппарата от головной ударной волны до дальнего следа, поведение местных аэродинамических и тепловых характеристик. Изучалась структура сложных трехмерных вихревых течений у поверхности летательного аппарата. Моделировались условия набегающего потока, соответствующие различным точкам возможных траекторий входа космического аппарата в атмосферу. Вычисления проводились для различных углов атаки от α = 0° до α = 20° . Исследовалось влияние угла атаки и используемой модели турбулентности на поле течения, вихревые приповерхностные течения и местные аэродинамические и тепловые характеристики вдоль передней (носовой) и задней поверхностей. Полученные расчетные результаты сопоставлялись с данными летных испытаний, лабораторных экспериментов и результатами предыдущих вычислений [1].

космический аппарат, вычислительная аэродинамика, вход в атмосферу, угол атаки, расчетные сетки


1. Sinha, K., Vadivelan, C., “Effect of Angle of Attack on Reentry Capsule Afterbody Flowfield”. AIAA Paper, 2008.
2. Wilcox, D.C."Multiscale Model for Turbulent Flows". AIAA Journal, Vol. 26, No. 11, pp. 1311−1320, 1988.
3. Wilcox, D.C., "Reassessment of the Scale Determining Equation for Advanced Turbulence Models". AIAA Journal, Vol.26, No. 11, pp. 1299−1310, 1988.
4. Menter, F.R., "Multiscale model for turbulent flows". In 24th Fluid Dynamics Conference. American Institute of Aeronautics and Astronautics, 1993.
5. Menter, F.R.,"Two-equation eddy-viscosity turbulence models for engineering applications". AIAA Journal, Vol. 32, No. 8, pp. 269−289, 1994.
6. Menter, F.R., "Zonal Two Equation k-ω Turbulence Models for Aerodynamic Flows", AIAA Paper 93-2906, 1993.
7. Speziale, C.G., Sarkar, S. and Gatski, T.B, "Modeling the pressure-strain correlation of turbulence: an invariant dynamical systems approach". J. Fluid Mech., Vol. 227, pp. 245–272, 1991.
8. Launder, B.E., Reece, G.J., and Rodi, W., "Progress in the development of a Reynolds stress turbulence closure". J. Fluid Mech., Vol. 68, pp. 537–566, 1975.
9. Cornette, E.S., "Forebody Temperatures and Calorimeter Heating Rates Measured During Project Fire II Reentry at 11.35 Kilometers Per Second," NASA TM X-1305, Nov. 1966
10. Slocumb, T.H., "Project Fire Flight II Afterbody Temperatures and Pressures at 11.35 Kilometers Per Second," NASA TM X-1319, 1966.
11. Cauchon, D.L., "Radiative Heating Results from the Fire II Flight Experiment at a Reentry Velocity of 11.4 Kilometers Per Second," NASA TM X-1402, 1966.
12. Wilcox, D.C."Turbulence modeling for CFD", 1994.